Академия Ювелирного Искусства

 
На главную / Зеленков Станислав Леонидович

 

Зеленков Станислав Леонидович - директор Академии ювелирного искусства:

Интервью директора Академии ювелирного искусства Зеленкова Станислава Леонидовича журналисту издания "ДНК"

"Профессия ЮВЕЛИР…  На протяжении веков тайны этой профессии передавались из поколения в поколение, от отца к сыну, от Мастера к ученику."


- Как развивалось ювелирное искусство в Одессе? Существуют ли исторические корни Одесской ювелирной школы?


- Развитие ювелирного дела в Одессе во многом связано с именем знаменитого русского ювелира Карла Фаберже. В начале прошлого века Одесса, являясь крупным промышленно-торговым и культурным центром России, привлекала предприимчивых и талантливых людей. Одним из них был придворный ювелир Александра III – Карл Фаберже, открывший в 1900 году торговый дом на Дерибасовской, а спустя три года, о чем свидетельствуют фонды Одесского государственного исторического архива, – фабрику золотых и серебряных изделий «К. Фаберже». По сведениям историков, за время работы фабрики Фаберже одесскими мастерами было создано около 6 тысяч изделий из золота и серебра.
Справедливости ради стоит отметить, что ювелирная фабрика Фаберже была не единственной в городе. Ждет изучения ювелирное производство в Одессе «киевского Картье» Иосифа Маршака, чье столовое серебро и золото пользовались большим спросом у аристократов не только Российской империи, но и в лучших Торговых домах Европы.
Для полноты ювелирной палитры необходимо вспомнить и одесских ювелиров. Перед Первой мировой войной ювелирное дело Одессы переживало настоящий бум. Если в 1912 году в городе насчитывалось 62 ювелирных мастерских и магазина, то через год их уже 84, а в 1914 году – 113!
И это несмотря на то, что в Одессе, в отличии от Петербурга и Москвы, не было «технических и рисовальных школ, готовящих учеников и подмастерьев золотосеребряного дела». О необходимости их открытия в 1912 году писал журнал «Ювелир», сообщая, что развитию ювелирного рынка в городе мешает нехватка квалифицированных рук: «За неимением дельных подмастерьев мастера вынуждены сокращать производство, несмотря на то, что завалены заказами …  В последнее время в Одессе наблюдается развитие производства драгоценных художественных изделий, рисунки которых мастера получают из Швейцарии и Франции».

- Знают ли одесситы о ювелирных традициях своего города?


- Академия ювелирного искусства постоянно занимается организацией и проведением мероприятий, направленных на популяризацию ювелирного искусства.
Одно из таких знаковых мероприятий состоялось 25 марта 2006 года, когда на фасаде здания по адресу Дерибасовская 33, где в период с 1900 по 1917 год размещался «Торговый дом Придворного фабриканта Золотых, Серебряных и Бриллиантовых изделий Карла Фаберже», нами была установлена мемориальная доска. Интересно, что в этом здании и теперь находятся магазины, торгующие предметами роскоши - дорогими часами, мехами и ювелирными украшениями.
На изящном овале белого мрамора вырезаны "визитки" других городов, где находились торговые дома Фаберже - Киева, Москвы и Лондона, - а также Санкт-Петербурга, где размещалась сама фирма.   
    Открытие мемориальной доски напомнило о том, что Одесский регион, на протяжении всей своей истории, являлся культурным и экономическим центром мирового значения.

- Какое у Вас образование и как родилась идея создания учебного заведения по подготовке ювелирных дел мастеров?


- После окончания восьмого класса общеобразовательной школы, я поступил в Одесское театрально-художественное училище и окончил его по специальности Художник-бутафор. Далее учёба на Художественно-графическом факультете и в магистратуре Одесского педагогического университета им. Ушинского. Потом аспирантура и работа преподавателем в Одесском национальном политехническом университете на кафедре "Машины и технологии литейного производства". Специализация: Ювелирное и Художественное литьё по выплавляемым моделям.
Ещё занимаясь в театрально-художественном училище, я заинтересовался ювелирным делом и столкнулся с тем, что на юге и востоке Украины нет учебного заведения, в котором бы обучали профессии ЮВЕЛИР. Мне повезло, и одновременно с занятиями в университете, я частным образом изучал секреты ювелирного искусства у выдающихся одесских ювелиров.
Начавшийся в 90-х годах бурный рост ювелирной отрасли спровацировал большую потребность квалифицированных рабочих кадров, владеющих традиционными и современными технологиями.  Тогда и родилась идея создания учебного заведения по обучению профессии ЮВЕЛИР.

- Кого готовят в вашей Академии?


- Академия ювелирного искусства – единственное в Украине учебное заведение, которое занимается подготовкой дипломированных ювелиров-модельеров. Данная профессия включает овладение полным спектром ювелирных технологий. Мастер проектирует изделие, рисует эскиз, переводит его в чертеж, а затем из драгоценного металла самостоятельно изготавливает изделие – с закрепкой камней, обработкой поверхности, гравировкой, эмалью.

- Насколько востребованы ювелирным рынком ваши ученики?


- Ювелирный рынок развивается, и одновременно растет потребность в квалифицированных кадрах. В связи с тем, что была прервана историческая связь представителей старой одесской школы и молодого поколения ювелиров, фирмы, производящие ювелирные изделия, ощущают кадровый голод. Мы пытаемся восполнить этот кадровый пробел, поэтому трудоустраиваем наших выпускников на престижные производственные ювелирные предприятия.

- Что вы взяли из традиционных технологий, а что привносите нового?


- Ювелирное дело – как живопись или рисунок. Качественно новое в технологии изготовления ювелирных изделий придумать практически невозможно. Как говорят многие мастера, «усвоить бы старое успеть».

- А влияние достижений научного прогресса?


- В наше время при моделировании ювелирных изделий широко используются компьютеры. Достаточно задать определенную программу, и станок сам вырежет модель из металла либо из воска, которая впоследствии будет перелита в металл. Ювелирные фирмы, в том числе и в Одессе, вкладывают солидные средства в оборудование. И все же массово они не переходят на так называемое 3D-моделирование, потому что так, как изготовят ювелирные изделия человеческие руки, машина всё равно изготовить не сможет. Станок может обеспечить высокую производительность, но не может передать тепло человеческих рук.

- Что, на ваш взгляд, определяет основные тенденции развития ювелирного дела?
- В связи с кризисными явлениями в экономике, нестабильностью на рынке недвижимости, в банковской сфере, люди стали неохотно вкладывать свободные средства в квартиры и дома, на депозиты. В то же время золото и драгоценные камни постоянно растут в цене. Более того, некоторые экономисты считают, что у золота есть все шансы стать резервной валютой мира. Стимулирует интерес к благородному металлу и тот факт, что его мировые запасы небезграничны. Нефти или газу можно найти экологически чистую альтернативу. А золоту – нет. Поэтому люди начинают вкладывать деньги в ювелирные изделия, а более практичные – в дорогие ювелирные изделия.

- И это сказывается на ювелирном рынке?!


- В августе прошлого года на заседании Ассоциации ювелиров Украины, действительным членом которой является и Академия ювелирного искусства, эксперты флагмана ювелирной отрасли Украины – Киевского ювелирного завода – сообщили о прогнозируемом подъеме ювелирного бизнеса в ближайшие годы.

- Прогноз оправдывается временем?


- К счастью, да. Увеличение количества ювелирных фирм, в том числе и тех, которые работают на ювелирном рынке 10-15 лет – самый убедительный аргумент стабильного роста ювелирной отрасли Украины.

- Как качество изготовления влияет на спрос и на конкурентоспособность ювелирных изделий?


- В конкуренции на рынке ювелирных изделий победит качество. Еще Фаберже говорил, что ювелирное изделие, даже если оно стоит один рубль, по качеству изготовления должно выглядеть на 100 рублей. Между серебряной брошью и золотой с бриллиантами разница должна заключаться исключительно в стоимости материалов, а не в качестве изготовления.

- Современные ювелиры прислушиваются к его совету?


- По качеству изготовления отечественные изделия не уступают западным ювелирным брендам, но к сожалению, весьма плачевно обстоит дело с дизайном изделий, точнее сказать – с его отсутствием. В Украине только считанные фирмы пытаются заниматься разработкой собственного дизайна. Остальные – пользуются старыми заготовками в духе ювелирного соц-арта или копируют модели иностранных производителей.

- Что необходимо сделать, чтобы ситуация изменилась?


- Учиться, учиться и учиться. В Академии читается курс дизайна и живописи, которые дают основы мастерства дизайна, создана мощная материально-техническая база,  работают высококвалифицированные мастера и преподаватели, пришедшие с предприятий города и имеющие огромный опыт работы в Украине, ближнем и дальнем зарубежье.

         - Какие тенденции сегодня актуальны в мире ювелирного искусства и находят ли они отражение в работах ваших учеников?


        - Современное ювелирное искусство, это искусство эклектики, смешения всевозможных направлений ювелирного дизайна, в котором выделяются этнические направления Востока и Азии. Закат периода гламура, минимализм формы и содержания – вот что характерно для современного ювелирного искусства. Подготовка наших учащихся в области ювелирного дизайна, позволяет им понимать и самостоятельно переосмысливать форму, изменять содержание объектов их творчества. Их дипломные проекты - лучшее тому подтверждение.

         - Как вы воспитываете в своих студентах вкус, полет фантазий, чувство изысканности?


         - Все эти качества прививаются нашими замечательными педагогами, высококвалифицированными мастерами, которые знакомят наших ребят с искусством на уроках рисунка, дизайна,  истории мирового искусства, художественного и ювелирного литья. Происхождение, качество и огранку камней наши учащиеся изучают, посещая занятия в музее геммологии. А на самом деле, когда ребята видят, что сами могут произвести на свет такую красоту, воплотить любые свои фантазии в металле, то у них появляется все больше и больше вдохновения, интереса и желания работать в этом направлении. И мы понимаем, что не зря существует наше учебное заведение и осознаем, сколько необходимого творчества мы, через наших учеников, доносим людям, ценящим и любящим ювелирное искусство.

- Как вы решаете кадровую проблему? Как находите мастеров?


- Ювелирное искусство – особое, сакральное. С его секретами мастера делятся, как правило, неохотно. Тех, которые умеют, хотят и, что немаловажно, могут передать знания, можно пересчитать по пальцам. Наши учащиеся – вчерашние школьники. Поэтому очень важно, чтобы мастер был и педагогом, и, безусловно, личностью. Таковы слагаемые успеха. В результате наши учащиеся одерживают победы на престижных конкурсах, а выпускники занимают лидирующие позиции, работая на ювелирных фирмах. Уверен, они станут не только достойными хранителями ювелирных традиций, но и прославят одесскую ювелирную школу.

          - Как можно стать учащимся Академии? Какое количество ювелиров выпускает ежегодно Ваша Академия и где они впоследствии реализуют свои знания?


- В Академии обучаются те, кто хочет овладеть элитной профессией «Ювелир». Программа обучения включает теорию и практику ювелирного дела   и предназначена для тех, кто видит в ювелирном искусстве свое призвание.
Сегодня каждый желающий, пройдя обучение в Академии ювелирного искусства, может овладеть этой востребованной на рынке труда Украины профессией.
          Хочу обратить внимание на то, что в нашем учебном заведении нет вступительных экзаменов и тестирования, что стало в последнее время наболевшей темой для абитуриентов и их родителей. Для того, чтобы стать учащимся нашей академии, необходимо  заключить контракт и быть уверенным, что с 1-го сентября Вы зачислены в ряды будущих ювелиров.
          Ежегодно мы выпускаем от 30-ти до 60-ти мастеров. Примерно половина учащихся – девочки. В последнее полугодие своего обучения, ребята проходят производственную практику на различных ювелирных предприятиях Украины, в числе которых такие известные ювелирные фирмы, как  "Золоті Терези" и "Золотий Лелека". Обычно, по окончанию практики, наши учащиеся остаются работать на тех фирмах, где они и практиковались.

          - Часть ваших учеников -  это глухонемые девушки и юноши, а так же дети из многодетных семей. Это означает, что то, чем вы занимаетесь это не только ювелирная красота, но еще и социальная?


          - Действительно,  часть наших учащихся составляют глухонемые ребята, выпускники одесских интернатов для глухих детей. Овладение профессией и гарантированное трудоустройство означает для них полную социальную адаптацию в обществе.     Администрация Учебно-производственного центра активно участвует в социальных программах Городских властей. В настоящее время, по просьбе Управления молодежной и семейной политики Одесского городского совета, в Учебно-производственном центре бесплатно занимаются дети из многодетных семей.

- Какие задачи стоят перед педагогическим коллективом?


•    Подготовка квалифицированных ювелиров, способных к самостоятельному творчеству, хорошо знакомых, как с традиционным, так и с современным ювелирным искусством.
•    Знакомство учащихся с традиционными и современными технологиями и материалами, применяемыми в ювелирном производстве.
•    Создание у наших выпускников профессиональной базы знаний для дальнейшего самостоятельного творчества.

- Какая основная цель обучения?


- Освоение учащимися основ ювелирного дела, принципов ювелирного искусства, технологий и методов декоративной обработки материалов, навыков моделирования ювелирных изделий, как для ручного художественного изготовления, так и для внедрения в промышленное ювелирное производство.

- Могут ли в Вашем учебном заведении повысить свою квалификацию уже работающие ювелиры?


- Преподавательский коллектив Академии постоянно следит за развитием ювелирных технологий в Украине и в мире. Систематически совершенствуются методика преподавания, учебные программы и планы занятий, внедряются новые технологии в процесс обучения.
    При Академии работают Курсы повышения квалификации по различным направлениям ювелирного дела. На курсах занимаются ювелиры, имеющие опыт работы на ювелирных предприятиях. Под руководством наших мастеров слушатели курсов приобретают новые знания, осваивают передовые современные технологии, совершенствуют своё индивидуальное мастерство.

  - Занимаетесь ли Вы научной работой?


    - В феврале 2008 года приказом Министерства труда и социальной политики Украины, для обязательного применения всеми предприятиями ювелирной отрасли Украины, утверждены новые Квалификационные характеристики профессий  «ювелир-модельер», «ювелир-закрепщик» разработанные педагогическим коллективом нашего Учебно-производственного центра с учетом современных технологических требований.
      В настоящее время, по просьбе Министерства образования и науки Украины  педагогический коллектив занимается апробацией и рецензированием Государственного стандарта профессионального образования по профессиям «ювелир-модельер», «ювелир-закрепщик».

Факты об Академии

Учебно-производственный центр «Академия ювелирного искусства» — негосударственное профессионально-техническое учебное заведение, находящееся в системе Министерства образования и науки Украины.

Обучение в Академии

Основная цель обучения — освоение учащимися основ ювелирного дела, принципов ювелирного искусства, технологий и методов декоративной обработки материалов, навыков моделирования ювелирных изделий как для ручного художественного изготовления, так и для внедрения в промышленное ювелирное производство.

Повышение квалификации

На курсах занимаются ювелиры, имеющие опыт работы на ювелирных предприятиях. Под руководством наших мастеров слушатели курсов приобретают новые знания, осваивают передовые современные технологии, совершенствуют своё индивидуальное мастерство.
Академия Ювелирного Искусства © 2008 Обучение ювелиров, курсы ювелиров
 65005, Одесса, ул. Мельницкая 24-А
+38 (0482) 325-335.
Факс: +38 (0482) 326-118

academy@jewerly.com.ua
 

Наши партнеры: